Эко-игры на вариативных уроках
Основная деятельность обучающихся в начальных классах осуществляется через применение игровых технологий. В процессе игры легче воспринимается учебный материал, и вырабатываются необходимые навыки. Игры на экологическую тему, подобранные с учетом возрастных особенностей учащихся, дают положительные результаты. Учителя начальных классов разработали методическое пособие по эко-играм для вариативного курса «Удивительная природа». Эко-игры способствуют развитию самообразования, совместному решению проблемы, повышают интерес детей к знаниям. Например такая игра, как «Прогулка в лес» ставит цель: сформировать правильное отношение к лесным обитателям, упражняться в распознавании предупреждающих и запрещающих экологических знаков.
Очень яркая наглядность для игры, это - планшет с изображением лесной поляны с несколькими тропинками, на которых размещены предупреждающие знаки; набор запрещающих экологических знаков в конверте (например, не топтать грибы, ягоды; не ломать ветви деревьев; не кричать; не включать громкую музыку; не разорять птичьи гнезда и др). В игре участвуют группы детей, которые отправляются в лес на прогулку. На первом этапе ребята идут по тропинке и рассказывают, что на ней находится. Выставили соответствующие экологические знаки, помогающие соблюдать правила поведения в лесу. На втором этапе дети самостоятельно путешествовали по лесным тропинкам, где установлены различные экологические знаки. Игроки объясняли правила поведения в лесу. За правильный ответ получали фишки. Побеждал тот, кто набрал максимальное количество фишек.
Игра «Накорми животное».Целью игры является научить детей делить слова на части, произносить каждую часть слова отдельно.
В ходе игры дети делились на две команды. Первая команда называли животное, а вторая перечисляли, чем он питается, стараясь выделять двусложные слова, а затем трёхсложные.
Игра «Что будет, если …» вызвала также большой интерес у детей. Цель: учить замечать последствия своих действий по отношению к природе.
В ходе игры учитель задал ситуацию для обсуждения с детьми, в результате чего дети приходили к выводу о необходимости соблюдения меры взаимоотношений с животным и растительным миром, потребления природных ресурсов. Например: «Что будет, если сорвать все цветы?...уничтожить бабочек?»
Такие игры проводятся педагогами с 210 учащимися начальных классов на вариативных уроках. Таким образом, пополняя багаж знаний по поведению в природе, учащиеся приобретают навыки, которые превращаются в привычку. С младшего возраста дети получают экологические знания, учатся любить природу, защищать её, сочувствовать ей.





